Управляющий фондами LHV Кристо Ойдермаа: «LHV не бегает за трендами, а старается улавливать их»

11. сентябрь 2025 г.

Пенсионные фонды LHV Julge и Ettevõtlik – одни из самых популярных активно управляемых фондов II пенсионной ступени в Эстонии - более 68 000 инвесторов доверяют этим фондам укрепление своего будущего. Слушайте подкаст с управляющим фондами Julge и Ettevõtlik Кристо Ойдермаа о том, что отличает эти фонды от других предложений на рынке, об их инвестиционной стратегии, управлении рисками и тенденциях на рынках.

Что означает активное управление для LHV?

Для нас активное управление означает, прежде всего, широкий спектр классов активов. Например, 65% активов нашего крупнейшего пенсионного фонда «Ettevõtlik» размещено вне фондовых рынков. Клиенты ожидают, что инвестиционная команда LHV найдет наилучшие места для вложения их денег в различные классы активов. Это означает ежедневный анализ и глубокое знание того, что происходит, например, на рынках недвижимости, облигаций, частного капитала или акций.

Мы постоянно меняем наш инвестиционный портфель, активно оценивая, где мы можем создать наибольшую ценность для наших клиентов, то есть где мы можем увеличить долговременную доходность. Мы не просто занимаем пассивную позицию на фондовых рынках — мы постоянно ищем лучшие возможности. Для активного управления характерны гибкость и способность инвестиционной команды LHV быстро реагировать на изменения в экономике.

Какую ценность создает активное управление для клиента, стремящегося к повышению уверенности в будущем?

Наша цель — обеспечить высокую и стабильную долговременную доходность. Наши клиенты также знают, что благодаря широкой диверсификации классов активов даже масштабные колебания рынка не сильно ударят по их активам. Мы хотим, чтобы люди, доверившие свои пенсионные накопления LHV, могли спокойно сосредоточиться на своих основных делах и на том, что действительно важно в жизни.

Нам важно обеспечить нашим клиентам уверенность в том, что их накопления на будущее будут надежно сохранены и умело приумножены. Поэтому наши инвестиционные решения основываются на глубоком анализе экономики. Мы хотим, чтобы накопления клиентов LHV выросли в долгосрочной перспективе, а это требует от нас самоотдачи, своевременного реагирования на экономические тренды и принятия решений на основе знаний. Именно это и предлагает активное управление LHV.

Чем активно управляемые фонды LHV отличаются от других альтернатив, предлагаемых на рынке?

В активно управляемых фондах наших конкурентов активный компонент по-прежнему исчезающе мал. Его практически нет! У LHV — совсем другой подход. Мы берем пример с крупных и успешных пенсионных фондов в развитых странах, которые сами создают инвестиционные возможности, а не пассивно принимают их. Инвестиционный портфель LHV включает в себя широкий спектр классов активов, и мы постоянно расширяем его.

Если посмотреть на крупнейший фонд LHV II ступени — «Ettevõtlik», то на недвижимость, к примеру, приходится почти 20% портфеля. Ни у одного другого участника рынка такой доли даже близко нет. LHV первым начал инвестировал в недвижимость, и в Эстонии мы также единственный управляющий пенсионным фондом, напрямую инвестирующий в недвижимость Эстонии. В нашем портфеле есть многоквартирные дома, офисные и логистические здания в Таллинне и его окрестностях, а также квартиры в Риге. Возможно, для многих станет сюрпризом тот факт, что пенсионные фонды LHV также успешно занимаются бизнесом, связанным со сдачей в аренду квартир.

Кроме того, по сравнению с другими игроками рынка, у нас очень высокая степень открытости для частного капитала, то есть внебиржевых предприятий. Сегодня инвестиции во внебиржевые предприятия составляют около 30% портфеля фонда «Ettevõtlik». У других под это если что-то и отведено, то лишь несколько процентов.

В портфелях пенсионных фондов LHV также имеется ряд облигаций. В то время как другие участники рынка покупают облигации в основном на бирже, LHV также выпускает облигации непосредственно для эстонских предприятий, то есть мы таким образом, по сути, предоставляем им займы.

Наша стратегия также сильно отличается от стратегии по акциям. В частности, мы практически не отслеживаем глобальный индекс. Кроме того, у нас есть большое количество позиций, связанных с золотом. Также по сравнению с другими участниками рынка у нас гораздо больше европейских позиций: например, мы занимаем сильные позиции в Скандинавии, Германии и европейском банковском секторе. В отличие от глобальных индексов, мы значительно менее открыты для технологического сектора США. В контексте Соединенных Штатов мы фокусируемся на различных небольших нишах, куда мы вкладываем деньги, — например, на развитии инфраструктуры в США и возвращении производства поближе к стране (решоринг).

**Пенсионный фонд LHV «Ettevõtlik» диверсифицирует свои инвестиции среди различных классов активов больше всех других пенсионных фондов Эстонии. Где истоки этой инвестиционной стратегии? **

Распределение средств между различными классами активов гарантирует, что, когда финансовые рынки переживают трудные времена или резкие спады, пенсионные активы наших клиентов не будут сильно подвержены этой турбулентности.

Когда в апреле этого года рынки акций упали на −20%, активно управляемые фонды LHV снизились лишь на несколько процентных пунктов. Наша цель — защитить наших клиентов от непредвиденных ситуаций. Даже когда фондовые рынки сильно просядут, наши арендаторы недвижимости будут продолжают платить за аренду, а предприятия — проценты по облигациям. Широкая диверсификация классов активов обеспечивает стабильность, и, например, фонд «Ettevõtlik» уже 13 лет подряд демонстрирует положительную доходность.

Фонд «Ettevõtlik» отличается своей эксклюзивностью, так как инвестор, выбравший этот фонд, получает доступ к активам, который он как частное лицо в ином случае так просто не получил бы. Какую же дверь открывает «Ettevõtlik»?

В целом многие инвестиции могут быть доступны и частным лицам, но вопрос в деньгах. Например, в контексте прямого кредитования крупного предприятия речь идет о миллионах евро, и вы как обычный человек, как правило, участвовать на таком уровне не можете. Если речь идет о глобальных и крупных фондах частного капитала, здесь «минимальная ставка» также составляет несколько миллионов евро. Доступ к этим инвестициям обеспечивается финансовым объемом и тем, что мы можем одновременно представлять интересы очень большого числа клиентов.

Каковы основные различия между «Julge» и «Ettevõtlik»?

Как уже говорилось ранее, «Ettevõtlik» — самый диверсифицированный пенсионный фонд в Эстонии с точки зрения классов активов, и основное внимание уделяется поиску баланса между ними. Если в конкретной рыночной ситуации облигации кажутся потенциально более доходными, мы будем ориентироваться на них; а если, например, есть хорошие возможности в секторе недвижимости, мы станем уделять больше внимания этому направлению. Гибкость — это сильная сторона и конкурентное преимущество, что создает значительную дополнительную ценность для наших клиентов.

Из всех активно управляемых фондов LHV «Julge» наиболее подвержен влиянию фондовых рынков. Сегодня доля акций в «Julge» составляет около 50%. Такая стратегия может в разные периоды приводить к более высокой доходности портфеля, но также, безусловно, и к его более высокой волатильности. Однако очевидно, что доля акций в «Julge» всегда будет оставаться высокой, а в дополнение к ним мы будем выбирать лучшие из других классов активов.

Помимо изменения названий фондов II ступени, с «Julge» объединился пенсионный фонд LHV «Roheline». Что это значит для инвесторов?

Если в случае с «Roheline» большая часть инвестиций приходилась на фондовые рынки и узко в рамках одного подсегмента, то теперь инвестор может составить более диверсифицированный портфель. И хотя активы «Julge» также в основном инвестируются в фондовые рынки, в них больше нет «зеленого» аспекта, а значит, пенсионные активы клиента больше не привязаны только к одному типу предприятий. Также подчеркну, что в портфеле «Julge» не появится ни одной инвестиции, не соответствующей инвестиционной стратегии фонда.

Последние несколько лет были очень удачными для фондовых рынков, и о рисках на биржах сейчас практически не говорят. Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке?

Финансовые рынки цикличны. Как правило, если что-то идет очень хорошо, люди хотят быть частью этого успеха и вкладывают туда свои деньги. Так было на протяжении истории. Вещи, которые пять лет подряд росли в цене, как правило, становятся дорогими, и импульс роста иссякает. Но людям все равно хочется их иметь, потому что люди склонны принимать решения, основываясь лишь на недавней истории.

LHV уделяет основное внимание фундаментальным показателям. Мы не бегаем за трендами, а стараемся улавливать их, когда они лишь обозначаются. Если мы чувствуем, что тренд уже слишком горячий или что ценовые уровни неоправданно высоки с точки зрения риска и дохода, мы своевременно выходим из позиций. Мы всегда тщательно подготавливаемся к инвестициям в каждую сферу, не действуем второпях. Нам нравится держать руки на руле и самим правильно подбирать шины, чтобы обеспечить инвестициям наших клиентов «безопасность на дороге».

Какие тренды сейчас кажутся слишком горячими?

Названия, связанные с технологическим сектором и искусственным интеллектом, продолжают оставаться в поле зрения большинства инвесторов. Повышенный интерес обычно приводит к росту цен, и потребуется несколько лет, чтобы понять, кто в этом тренде выиграл, а кто проиграл.

Среди долгосрочных тенденций беспокоит значительное увеличение доли убыточных предприятий на биржах с течением времени. Убыточные предприятия постоянно нуждаются в дополнительном капитале, и в неблагоприятные рыночные циклы цены на их акции также колеблются куда сильнее.

Фонды LHV II ступени управляются крупнейшей инвестиционной командой в Эстонии. Многие, наверное, представляют себе, что жизнь в LHV Varahaldus похожа на Уолл-стрит, где глаза людей прикованы к экранам, мигающим зеленым и красным, и где постоянно идут сделки покупки и продажи. А как на самом деле проходят ваши будни?

Мы предлагаем клиентам пенсионные фонды, то есть делаем долгосрочные инвестиции, а такая картина с торгами — это действительно больше про Уолл-стрит. У нас совершенно иная стратегия. Мы здесь не играем в азартные игры. Мы занимаем длинные позиции и ищем тренды и инвестиции, которые, по нашему мнению, имеют высокий потенциал доходности на многие годы.

Читать подробнее