Хейдо Витсур о жизненном пути человека – без эмоций

13. октября 2016г.

Все мы рано или поздно станем старыми. И чем дальше, тем более почтенного возраста достигнет большинство из нас, так как предполагаемая продолжительность жизни увеличивается в Эстонии довольно быстро. Вполне реально, что средняя продолжительность жизни тех, кто в этом году впервые пошел на работу, будет чуть меньше 90 лет, а у многих из них – даже больше.

Это означает, что увеличивается не продолжительность детства, а число лет, в течение которых человек работает и является пенсионером. При этом мы живем в эмансипированном и открытом мире, в котором на детей, семейные узы и солидарность между поколениями уже нельзя полагаться так, как это было полвека назад. Мобильность людей и изменившиеся убеждения сделали свое дело, и повернуть жизнь в прежнее русло невозможно. Мнение о том, что дети и семьи являются наиболее перспективной пенсионной системой, напоминают своей сутью улыбку кота из «Алисы в Стране Чудес»: кота давно уж нет, а улыбка его висит по-прежнему.

Нравится нам это или нет, но мы должны признаться себе, что, опираясь лишь на примеры прошлого, слишком много людей у нас будут брошены на произвол судьбы в старости. Поэтому абсолютно неизбежно то, что в дополнение к государству и семье человек должен вносить и свой вклад в обеспечение собственной старости.

Солидарное пенсионное страхование, охватывающее все трудоспособное население и неизбежно сокращающееся, реально дополнить только одним способом: если каждый человек трудоспособного возраста каждый год будет откладывать небольшую сумму на свою старость. В таком объеме и таким способом, чтобы к пенсии накопилась и гарантированно оставалась достаточная сумма.

То, что ситуация будет именно такой, мы поняли еще дюжину лет назад, смирирившись с ней или по крайней мере свыкшись. Единственное, с чем мы не смирились и с чем мириться нельзя, – это тот факт, что существующая система не обеспечит людям нормальную старость.

При создании второй ступени было мало амбиций

Проблема в том, что при создании второй ступени было недостаточно амбиций. Откладывая и инвестируя шесть процентов, ни при каких реалистичных условиях невозможно заработать за 40-50 лет сумму, которой хватило бы на нормальную жизнь в течение последующих 20 лет. Или же слишком большие надежды возлагались на добровольную третью ступень.

Вариант: государственные фонды

Что же делать в данной ситуации? Признать, что мы ошиблись со второй ступенью, когда отдали управление ею эстонским профессионалам из числа частных предпринимателей, чтобы добиться для этих денег максимального результата, и не создали вместо этого государственный фонд, который делегировал бы накопленные нашими жителями деньги для инвестирования фондам других стран с как можно более низкими расходами на деятельность?

Я не считаю такое решение удачным по многим причинам. Один из оплотов европейского либерализма и демократии, еще сто лет назад обратил внимание на то, что в государствах, постоянно увлекающихся то национализацией, то приватизацией, не может быть ни успеха, ни демократии.

На жизнедеятельность инвесторов такие шаги государства влияют значительно больше, чем изменение какой-либо налоговой ставки. И еще. Если мы не верим в способность частных предпринимателей эффективно работать в такой открытой для конкуренции сфере, как инвестирование, то в какую рыночную экономику мы вообще можем верить?

Вариант: индексные фонды

Кажущееся дешевым и простым решением перенаправление денег из эстонской накопительной пенсии в мировые индексные фонды в дальнейшем означало бы практически полное отсутствие инвестирования в экономику Эстонии. Еще это означало бы, что мы в большой мере утратили бы способность работать на рынках капитала и финансовых рынках, к тому же у нас стало бы меньше возможностей развивать наши собственные соответствующие рынки. И в конечном итоге мы остаемся без одной опоры, с помощью которой наша экономика смогла бы развиваться быстрее, чем прежде.

Но несмотря ни на что надо признать, что ситуация, сложившаяся на рынках к настоящему моменту, требует переоценки возможностей второй ступени. В первую очередь мы должны признать, что доходность второй ступени и в ближайшие годы не сможет быть столь высокой, как предполагалось дюжину лет назад. Но это совершенно не означает, что когда-нибудь в будущем доходность фондов не сможет выйти на тот уровень, на котором она была до финансового кризиса, а также то, что надо отдавать предпочтение пассивным фондам; это означает, что достижение хороших результатов требует соответствующего профессионализма.

Мы должны признать, что откладывать и инвестировать шесть процентов недостаточно для удовлетворительного уровня жизни в старости. Особенно если учесть, что вследствие демографической ситуации доля первой ступени будет только уменьшаться.

Чем раньше мы скажем, что для того, чтобы обеспечить себе в будущем удовлетворительный уровень жизни, каждый из нас должен откладывать 9-10 процентов своего годового дохода и с умом инвестировать эти деньги, тем лучше. Чтобы понять, что без мудрого инвестирования не обойтись, достаточно просто знать таблицу умножения.

Читать подробнее