30.07.2025
Решение LHV реализовать свое право и уведомить Бюро данных об отмывании денег о намерении потребовать неустойку в размере до 247,5 миллиона евро вызвало оживленную дискуссию в обществе. Это говорит о необходимости данного шага с нашей стороны.
Проблема: незаконный доступ к банковской тайне через регистр исполнительных производств
1 июля канцлер права Юлле Мадизе указала на то, что через регистр исполнительных производств некоторые государственные учреждения получают незаконный доступ к банковской тайне.
По сути, канцлер права затронула две проблемы. Во-первых, отсутствует контроль за тем, как государство реализует свое право на доступ. Во-вторых, есть сомнения, что для доступа всегда имеются правовые основания.
Государство создало регистр исполнительных производств с целью упростить сбор данных, необходимых для выполнения его задач. Тем самым государство предоставило различным ведомствам право доступа к банковской тайне. Банкам не оставили выбора, раскрывать или не раскрывать информацию.
Банки полагали, что установленные для них правила соответствуют всем законам, в т. ч. Конституции. Однако в результате проведенной канцлером права проверки выяснилось, что созданные государством инструменты и рамки имеют ряд недостатков. Это требует быстрой реакции и поиска решения со стороны государства.
LHV встает на защиту интересов своих клиентов
Банковская тайна — это краеугольный камень доверия между банком и его клиентами, здесь любое вмешательство должно быть четко обосновано законом. Общество предполагает, что действовать в рамках законодательства должны все, включая государственные учреждения. Для предотвращения нарушений установленных правил предусмотрены определенные санкции. Подавая уведомление о требовании неустойки, LHV обращает внимание на последствия разглашения банковской тайны без законных на то оснований.
Реакция общественности недвусмысленно демонстрирует, какое значение имеет конфиденциальность и почему доступ к банковской тайне со стороны государственных органов должен быть детально регламентирован.
Чтобы сохранить право требовать неустойку, закон требует уведомить о таком праве другую сторону в течение разумного срока после того, как об этом стало известно. Именно так поступила компания LHV. Это гарантирует право на подачу иска в течение обычного 3-летнего срока исковой давности. LHV выражает надежду, что недостатки, на которые указала канцлер права, будут устранены гораздо быстрее.
LHV следит за ходом решения проблемы и впоследствии оценит с учетом всех обстоятельств, нужно ли требовать штраф и в каком объеме. Сегодня мы сделали серьезное предупреждение.
Важно сосредоточиться на решениях
Самое главное — найти быстрое, но содержательное и качественное решение, привлекая все заинтересованные стороны напрямую или через представительские организации. Действовать нужно сегодня, не откладывая вопрос на будущее. Мы хотим, чтобы государственные органы получали и обрабатывали содержащие банковскую тайну данные прозрачным, законным и целенаправленным образом.
В Эстонии не может быть места нарушению основных прав человека. В основанном на свободах демократическом обществе подобные случаи нельзя оставлять без внимания. Доверяя свои данные, человек имеет законное право рассчитывать на то, что государственная власть не будет использовать эти данные не по назначению. Каждый человек имеет право рассчитывать на то, чтобы доступ государственных учреждений к самой конфиденциальной информации о нем имел законное основание.
Мы понимаем неоднозначность ситуации и прилагаем все усилия, чтобы наши клиенты как можно скорее получили самые исчерпывающие ответы. Клиент имеет право подать запрос, чтобы узнать, был ли получен доступ к его данным и кем. Если мы можем подтвердить, что доступ к данным не был получен, мы это сделаем. Однако в некоторых случаях это невозможно. Тогда можно обратиться с вопросом к учреждениям, которые могли сделать запрос.
Все новости